При реализации строительных проектов застройщики и технические заказчики могут выбирать между государственной и негосударственной экспертизой, особенно в части проверки сметной документации. Несмотря на одинаковую правовую значимость заключений, существуют различия в порядке проведения, сроках, подходах к проверке и особенностях взаимодействия. Ниже рассмотрены основные отличия, которые стоит учитывать при выборе формы экспертизы.
Первое отличие — в применимости и обязательности. Для ряда объектов и источников финансирования форма экспертизы определяется нормативно. В остальных случаях возможен выбор.
Методика проверки смет одинакова по базовым принципам, но есть отличия в детализации, обосновании замечаний и требованиях к пояснительной части. Негосударственные эксперты зачастую более гибко подходят к нюансам региональных условий.
Негосударственная экспертиза чаще всего выполняется быстрее, особенно в случае предварительного аудита и взаимодействия с заказчиком. Государственная экспертиза регламентирована по срокам, но требует больше формальностей.
При проектировании малоэтажного жилого комплекса в Ростовской области инвестор рассматривал два варианта экспертизы. Из-за отсутствия бюджетного финансирования и жёстких сроков реализации было принято решение о прохождении негосударственной экспертизы. Благодаря этому проект был проверен за 15 рабочих дней, получено положительное заключение без задержек, а сметная стоимость отклонялась от базовых норм менее чем на 3%.